Tweet |
В течение всей жизни человека волнует одна из важнейших проблем — любовь. Это морально-эстетическое истинное чувство, которое основано на заинтересованности, эмоционально-духовном переживании, симпатии, выражающейся в осознанной привязанности к объекту любви, в самоотверженном и бескорыстном стремлении к нему.
В этике понятие любовь многозначительное. Это любовь к человеку, Богу, идее, профессии, народу, родине, отцовская и материнская любовь к детям, любовь между женщиной и мужчиной, детская любовь к родителям. Специфический смысл ее составляют самоотверженность, избирательность, высокое эмоциональное напряжение, духовная близость, идеализация объекта любви, потребность в взаимопроникновение, соединение с ним.
Любовь является одной из фундаментальных свойств существования человека. Многие мыслители сходились на том, что это феномен. Она не имеет внешних причин для существования и является важной составляющей человеческого духа, тайной, формой отношения к миру.
Любовь способна мобилизовать все силы человека, возбуждая в нем творческую энергию, формировать и создавать человека. Конечно, именно любовь лежит в основе брачно-семейных отношениях, являясь огромной силой для творчества, способна вскрыть глубинные, скрытые потенциалы.
На фоне позитива любовь может иметь и разрушительный характер, приводить к падению. Это зависит от моральной культуры человека, его зрелости и степени личностного развития. Именно с понятием любовь связывают представление о богатстве духовного мира личности, представление о счастливой жизни.
Чаше всего любовь волнует чувства мужчины и женщины в юношестве. Выделяют две ее стороны:
- внутри-психологическую (способность эмоционально испытывать и воспринимать это чувство),
- внешнюю варительно-социальную (отношения, которые реально возникают между влюбленными).
Обе эти стороны в жизни связаны.
Глубина и сила любви зависят от способности к ней, а не от объекта и определяется личностным развитием влюбленных. История всемирной литературы и человечества увековечили имена таких влюбленных, как Тристан и Изольда, Поль и Виргиния, Абеляр и Элоиза, Ромео и Джульетта, Луиза и Фердинанд и др.
То, какую мы имеем индивидуальную половую любовь в современном мире — результат исторического длительного развития. Потребовались тысячелетия, чтобы животный инстинкт продолжения жизни в первобытном обществе достиг высшей духовной потребности.
Возникновение первой неразвитой формы полового влечения с преобладанием физического влечения связано с пастушеской любовью в среде рабов, которые не зависели от социального статуса, власти, собственности.
Следующая высшая форма половой любви связана со свободной рыцарской любовью. В рыцарской любви, характер которой был свободный, внебрачный, романтичный, преобладало эмоционально-духовное отношение к супруге своего или высшего круга. Браки между крепостными заключались не по индивидуальному выбору, а по воле феодала.
Человечество в своих поисках стремилось постичь смысл любви, которая является стремлением к полной гармонии между влюбленными (гармонии сердца, ума, тела).
Рыночные отношения привели к формированию примитивно-физиологического отношения к женщине и любовь стали отождествлять с сексуальным наслаждением, удовлетворению физиологических потребностей.
И только с ростом эстетической и моральной культуры человека, гуманизации общественных отношений, эстетизации полового влечения любовь стала восприниматься как нравственно-эстетическое чувство. Древние греки выделили следующие типы любви:
- «эрос» — неуправляемое, стихийное желание владеть любимым существом, не оставляющая места милости, жалости;
- «филиал» — привязанность одного человека к другому, любовь-дружба, обусловленная индивидуальным выбором и социальными связями;
- «сторге» — семейная любовь-привязанность.
Развитие мировой культуры, взаимопроникновение, взаимодействие, взаимообогащение культур сформировали условия для создания новых типов культуры любви. Основными признаками любви являются избирательность, духовность, взаимность, интенсивность и продолжительность.
Рекомендуемые для прочтения статьи по теме: